Это все хорошо, и могу признать правила игры написаны очень толково, с соблюдением исторических моментов. Но игровые реалии отличаются от жизненных - поэтому в игре и наличиствуют множественные игровые допущения. Например, у персов не могли существоваь в войске одновременно все три вида колесниц.
Я согласен, что в жизни гораздо больше нюансов. Но мы то ведь изначально говорим об истории в связи именно с игрой. Вести спор просто ради спора думаю смысла никакого нет))) А пытаться доказать, что мы обладаем знанием истины в последней инстанции тем более бессмысленно. Кстати, где вы нашли в расписке армии персов все три вида колесниц?
]]>
http://www.dbaol.com...33_figure_1.htm
]]>
В Греции может и сложно. А в Персии таких полей предостаточно.
Ну хорошо. Вот Дарий нашел такое поле. Он даже его "выровнял" специально. Почему же он пускает серпоносные колесницы в лоб фаланге а не заходит ими с фланга? Я понимаю, что Дария нельзя назвать гениальным полководцем, но и полным идиотом он вряд ли был. А если вы не доверяете Дарию, то давайте посмотрим на действия Александра. Он ведь не говорит своим солдатам: "Дарий глупец, его колесницы - это мыльные пузыри на колесиках! Парни, просто стойте на месте и встречайте их копьями и они лопнут и растворятся в воздухе ни причинив вам ни малейшего вреда!" ))))) Наоборот, Александр даёт ценные указания своим фалангистам (чтобы расступались и пропускали), он ставит свои элитные(!) подразделения легкой пехоты (Агриане, Иллирийцы, Критяне) в месте предполагаемой атаки колесниц (при этом совсем ни опасаясь того, что колесницы начнут за ними "гоняться и отгонять от фаланги") дабы те попытались уничтожить колесницы на подходе к фаланге, кроме того он, видимо, также ставит каких-то легковооруженных за фалангой, дабы они добили прорвавшиеся колесницы. Не кажется ли вам такие меры безопасности "беспрецедентными"? Вы не доверяете Александру Филиппычу? )) Почему вы пытаетесь отрицать очевидное? Опыт полемики на "Поле Боя" сказывается что-ли?)))))))
Да, атака оказалась не эффективной. Но не потому что серпоносные колесницы не способны причинить вред фаланге, а потому, что были предприняты все возможные меры чтобы защититься от колесниц.
Вы прекрасно поняли о чем я. Употреблять грамматически неправльное слово "колесничных" я не посчитал нужным.
К чему эти "поправки"? И при чем тут пересеченная местность? Колесницы на ней и не будут использоваться. А по "убежать" я уже говорил - пусть бегут - оставленная без прикрытия "убежавшей" легкой пехоты фаланга - обречена.
Да, я прекрасно вас понял. Я просто хотел подчеркнуть тот факт, что в отличие от "конных", колесницы не могут действовать эффективно на пересеченной местности. А пересеченная местность здесь при том, что фланговые сражения как раз обычно проходили на пересеченной местности. А по поводу "убежать" вы тоже прекрасно поняли о чем я. Я же сказал, что "убежать" значит сделаться недосягаемыми для тяжелых колесниц. Для этого не надо покидать свои позиции, если речь идет о псилах на пересеченной местности.
Из чего это понятно, только мне непонятно?
Хорошо, не будем об этом))) В игре интервалы между "лохами" присутствуют и фаланга маневрирует "лохами". Условия боя иногда приводят к смыканию интервалов, а иногда наоборот к их размыканию, куда и пролазят "солдатики" противника вынуждая сариссофоров переходить на мечи. В этом плане движок RTW меня вполне устраивает.
НЕ люблю повторяться, но вы видимо не заметили приведенных мной слов Ксенофонта: "Каждый лох пойдет туда, где дорога будет удобнее. Неприятелю нелегко проникнуть в интервалы потому, что он очутится между двумя рядами наших копий. Ему также нелегко будет истребить лохи, идущие колонной. Если один будет с трудом удерживать напор неприятеля, ближайший поспешит к нему на помощь, и как скоро один достигнет вершины горы, то неприятель не устоит". Фраза "Каждый лох пойдет туда, где дорога будет удобнее" уж никак не свидетельствует о "небольших" интервалах. А очень даже наоборот. А уж про "пролезть" в интевалы - так это вообще не вызывает у Ксенофонта никаких эмоций - ну "пролезет" неприятель, ну прижмет один из лохов - второй преспокойно прийдет ему на помощь.Греческие лохи не боялись вступать в рукопашную, не соединяясь в общую фалангу - это по моему очевидно из этого отрывка.
Послушайте, я тоже не люблю повторяться)) Но тоже повторюсь. В данном отрывке речь идет не о сариссофорах. И я согласился с вами, что гречесике гоплиты вполне могли сражаться отдельными "лохами", бегать в атаку "фалангой" и тп... но для поздних сариссофоров подобные маневры немыслимы.
Во-первых, это не шутка. Во-вторых, я прекрасно знаю, что пехота называется "тяжелой" вовсе не из-за наличия большого щита, а из-за наличия тяжелого доспеха. Швейцарцы внутри баталии вообще не имели щитов, их вы тоже отнесете к легкой пехоте?И, в-третьих, мне не нужно спрашивать реконструкторов, я как бэ и сам в свое время занимался
Практика - великое дело!
Извините, я конечно подразумевал особенности греческого военного искусства. Этимология слова "гоплит" вам известна. Гоплиты вполне могли сражаться и без доспехов, но гоплит без щита это как сапожник без сапог))) Давайте обобщим так, тяжелая пехота - это пехота вооруженная тяжело (либо тяжелый щит, либо тяжелый доспех, либо тяжелое оружие, например, сарисса или пика, либо какая-либо комбинация этих факторов). А по поводу реконструкции.. ну что, рискнете выйти в чистое поле без большого щита против тяжеловооруженного? Про готический доспех только не говорите, это было гораздо позже обсуждаемых событий. Конечно один на один вы ещё сможете что-то сделать, например побегать от тяжпеха пока он не запыхается))) Но в условиях массового сражения ввязываться в рукопашку не имея подходящей для этого защиты чревато. А самой доступной и потому распространенной защитой в античный период был большой щит.
Это только ваши домыслы
А написано именно "черепаха"! 
Согласен, домыслы)) Но к сожалению, в отношении столь далеких событий, "домыслы" - это всё, на что мы способны.
Пожалуйста! В 88 г. до н. э. вифинский царь Никомед III Филопатор, сторонник Рима, напал на владения Митридата в Пафлагонии. Последний, собрав 250000 пехоты, 50000 всадников и 130 колесниц, выступил против своего врага. Впереди понтийской армии шел авангард под командованием Архелая и Неотолема, состоящий из 40000 легких пехотинцев, 10000 всадников и нескольких колесниц. Около притока Галиса реки Амний митридатовы стратеги встретили все войско царя Вифинии, превосходящее их по числу: 50000 пеших и 6000 конных воинов.
К сожалению, Аппиан не описывает, как были построены войска противников, но, возможно, традиционно: пехота размещалась в центре, а на флангах стояла конница. Известно, что левым крылом понтийцев командовал Архелай, а правым – Неоптолем. В ходе боя воины последнего бежали, преследуемые вифинцами. Тогда Архелай, воспользовавшись моментом, напал на преследующих справа, вынудив их повернуться против него. С целью же выиграть время и чтобы не попасть в окружение, он стал отступать, тем самым давая возможность Неоптолему восстановить строй. Когда это произошло, Архелай, развернув войска, неожиданно атаковал вифинцев серпоносными колесницами.
Далее Аппиан красочно описывает раны, нанесенные колесницами, что привело вифинцев в ужас. Впрочем, солдаты Никомеда, видимо, уже знавшие это оружие, не только не разбежались, но и, развернув армию на два фронта (ибо Неоптолем зашел им в тыл), еще долго сражались, однако после больших потерь войско Никомеда бежало.
Таким образом, битва при Амнии – это одно из тех немногих сражений, где серпоносные квадриги действовали относительно успешно. Ведь Архелай был опытным стратегом, хорошо знавшим достоинства и недостатки данного вида оружия, поэтому он держал колесницы в резерве до решающего момента боя. Именно неожиданностью, помноженной на страх, объясняется успех атаки квадриг.
Спасибо, очень интересная цитата. Но здесь ведь речь идет не об обходе цельной фаланги, а о том, что "одно крыло" увлеклось преследованием и открыло свой фланг. Разве я отрицаю, что фланговая атака серпоносными колесницами будет гораздо эффективнее лобового тарана? К слову о флангах и пересеченной местности, в данном эпизоде речь идет по видимому как раз о действиях колесниц именно в центре ровного поля, а не на его краях ("флангах").
Секрет
От кого скрываетесь? )))))
Смысл? Я вот тоже смысла не вижу. Но вы же считаете, что они используются для того чтобы строй таранить 
Не не не))) Извините, но мы с вами не видим смысла немного в разных вещах. Я не вижу смысла в том, чтобы доехать таки до фаланги, ускользнув от легкой пехоты, и не выполнив своё предназначение "нырнуть" в любезно открытые "норки". Вы же вообще не видите смыла в использовании колесниц против фаланги))))
Знаю сколько стоит. Но танк никто не будет посылать на минное поле, т.е. на верную гибель, чтобы проделать в минном поле проход.
Опять извините, но аналогия с минным полем не уместна. Взорвавшись на минном поле танк неприятелю ни причинит никакого вреда. А колесницы видимо могли причинить вред, раз уж... ну не буду повторяться.
Напомню вам, что я не говорил, что колесницы НЕ МОГУТ или НЕ МОГЛИ так применяться. И теоретически и практически вполне возможно, но не думаю, что это было устоявшейся тактической схемой. Как крайняя мера да. Как предназначение для смерти на копьях фаланги - нет!
Ну давайте на этом и остановимся. Самое главное чтобы в игре была такая возможность. А колесницы, которые мгновенно "скукоживаются" при соприкосновении с фалангой не причинив ей никакого вреда (как это сделано в оригинальном RTW) меня совершенно не устраивают.
НАпример бой при Даскелионе (395 г. до н. э.) между отрядом спартанского царя Агесилая и конницей сатрапа Геллеспонтийской Фригии Фарнабаза. Персидский отряд, состоящий примерно из 400 всадников и двух серпоносных колесниц, неожиданно напал на греков. Эллины, в количестве около 700 человек, сбежались вместе, пытаясь построить фалангу. Но и сатрап не мешкал. Он, выставив вперед колесницы, атаковал ими. Упряжки рассеяли ряды врага, а сразу вслед за ними напали всадники, перебив около 100 перемешавшихся греков. Оставшиеся бежали к лагерю.
Опять же речь не о сариссофорах. Думаю что у гоплитов должно быть ещё меньше шансов устоять при лобовой атаке колесниц.
Как видно, греки не успели построить фалангу - поэтому колесницы легко рассеяли их. В противном случае их атака скорее всего закончилась бы плачевно. Кроме того важное значение сыграло то, что сразу за атакующими колесницами в прорыв скакали всадники, которые сразу же развили успех.
По поводу фаланги гоплитов уже высказался. По поводу всадников согласен абсолютно, я об этом и говорил, вслед за "проламывающими" строй колесницами должны следовать другие войска развивающие успех.
Живописно, не так ли? 
Да, очень)))
ЗЫ Может нам тему в историческом создать? Тут будем о правилах настолки говорить, а там об истории боевого прменения колесниц?
Если честно, я особо не заинтересован в продолжении дискуссии. Вы уже вызвали во мне желание поглубже изучить этот вопрос и я вам за это благодарен. Но в своём моде я всё же попытаюсь реализовать философию DBA. Вас же, думаю, наша дискуссия повеселила и не более того, ну и то хорошо))) А переубедить я вас ни в чем всё равно не смогу.
ДОБАВЛЕНО (не про серпоносные колесницы)
Продолжаю публикацию материалов по моему моду. Я поработал над тактической картой сражений и реализовал две следующие очень важные (на мой взгляд) вещи:
1) Я уменьшил эти ужасные гигантские "сосны великаны" до вполне приемлемых размеров. Так что теперь практически все тактические карты пригодны для комфортной игры. Сражения в лесу конечно доставляют ряд трудностей, так как войска сложнее различать в чаще, но это ведь вполне реалистично)))
2) Далеко не каждый игрок в RTW знает о существовании такого типа местности как SCRUB, что в переводе на русский язык означает "кустарник". Создателями игры эти "кусты" задумывались скорее всего просто как некая абстрактная "пересеченная местность", так как графически это отображается не только в виде кустов, но и в виде всяческих валунов и камней. Кроме того, все юниты имеют в своих характеристиках модификатор при сражении на данной местности. В оригинальном RTW это +2 для всей пехоты, 0 для всей кавалерии. Но так как визуально очень сложно определить находится ли ваш юнит "в кустах" (эти кусты и камни ооочень оочень маааленькие в RTW), то вряд ли кто-то использует эти модификаторы для получения тактического преимущества в битве.
Мне удалось сделать следующее: во-первых я увеличил в 2-3 раза визуальное изображение этих кустов и валунов и они стали теперь очень заметны на поле битвы. Во-вторых я "добавил им объем"))) Если раньше они носили чисто декоративный характер, то теперь они обладают "плотностью". И любой юнит проходя сквозь такую "пересеченную местность" теперь нарушает свой строй. Смотрится это очень естественно и может быть использовано в бою. Например, фаланга прошедшая через густые кусты и сломавшая строй теперь может быть легче уничтожена мечниками. Кроме того, как я писал выше различные рода войск получают преимущества при сражении "в кустах", аналогичные тем что получают при сражении "в лесу". Правда кавалерия "в кустах" штрафуется гораздо слабее (-2) чем в лесу (-6).
Для желающих "пощупать" обновленные тактические карты предлагаю ссылку на скачивания файлика.
]]>
http://files.mail.ru/QE37U7
]]>
Скачайте и вставьте в папку DATA оригинального RTW. НЕ ЗАБУДЬТЕ сделать резервную копию оригинального файла, чтобы можно было вернуться к стандартным тактическим картам.
Очень интересно ваше мнение по этому поводу.
Сообщение отредактировал Seagurt: 11 Декабрь 2009 - 00:06